Приветствую Вас, Гость


     Как часто приходится слышать, что современные дети мало читают! «Не мало – совсем не читают», - возражают другие. К сожалению, это подтверждают и те, кто каждый день имеет возможность в этом убедиться, – учителя литературы. Книга в восприятии современных детей сильно проигрывает тому, что образует видеоряд и к тому же звучит – телевизору, компьютеру и даже мобильному телефону.

      Да и вечно занятые родители, как правило, не так часто читают что-то «для души». Нет (или практически нет) положительного примера «чтения с увлечением».

      Что же делать? Конечно, читать. Читать, делиться впечатлениями о прочитанном, советовать прочитать что-то, что взволновало тебя лично.

      Мне очень хочется рассказывать своим ученикам о том, что я прочитала, что я читаю сейчас. На уроке, к сожалению, нам вечно не хватает времени. А здесь, на этой страничке, я буду оставлять короткие отзывы о книгах, которые мне нравятся, которые я бы посоветовала прочитать другим. Это не произведения из обязательного списка школьной программы. Может быть, кому-то это подарит прекрасную встречу - встречу с книгой.

   


 УлицкаяЛ.Е. «Даниэль Штайн, переводчик». - М.: "Эксмо", 2010

        Мне хочется привести 10 аргументов в пользу того, для чего и зачем стоит почитать это произведение современной русской писательницы. Оговорюсь сразу: я посоветовала бы почитать эту книгу старшеклассникам или взрослым людям. Это та проза, которая подразумевает наличие у читателей определенного читательского и жизненного опыта.

       Вы давно прочитали все сколь-нибудь стоящее, что написано на русском языке? Русская классика вошла в вашу жизнь так прочно, что вы не можете не читать и в то же время не можете читать то, что пишут сейчас? Тогда читайте Улицкую!!!

      Роман Л.Улицкой «Даниэль Штайн, переводчик» подарит вам возможность

  1. Читать на том русском, которым писал, к примеру, Л.Толстой. То есть это очень хороший русский…
  2. Лучше узнать историю Второй мировой войны. Главный герой романа был участником этих событий, причем его участие и его точка зрения весьма не ординарны.
  3. Познакомиться с интересным литературным жанром – «роман в письмах, мемуарах…». О Даниэле рассказывают самые разные люди, и из этих рассказов, как из кусочков мозаики, создается очень интересный образ.
  4. Почувствовать «дух времени» - и того, военного, и почти нашего, с проблемами, понятными всем и каждому.
  5. Задуматься о том, что такое вера. Католический священник-еврей везет на мотоцикле хасида, который спешит по каким-то своим делам. И все это на иудейской земле. Это одна из «картинок», которая почему-то не отпускает.
  6. Прикоснуться, хотя бы в своем воображении, к той земле, по которой ходил Спаситель.
  7. Поразмышлять об особенностях менталитета представителей различных народов: немцев, русских, евреев, американцев, поляков…
  8. Попытаться представить, что чувствует подросток, которого не понимают самые близкие люди – его родители.
  9. Оглянуться вокруг себя и увидеть наконец кого-то, кроме себя любимого, и понять: кроме твоего мнения, есть еще масса не менее интересных точек зрения, имеющих право на существование.
  10. И найти что-то свое… А перечитав в n–ый раз, удивиться тому, что опять открыл что-то новое. В общем, типичная история русской классики. 


    Кадзуо Исигуро "Не отпускай меня". - М.: "Эксмо", 2011
            На рубеже 20 и 21 века интерес к культуре Востока, в частности, к японской культуре существенно повысился. Причиной ли тому развитие науки и техники в этих странах или культура стран Востока испытала определенный подъем - мне судить трудно. Но интерес к японской литературе есть даже у тех, кто читает мало. Я к чтению романов и повестей Харуки Мураками приобщилась лет 7 назад, но мне ни его сюжеты, ни стилистика интересными не показались. А вот проза другого японского писателя (впрочем, японец он по происхождению, а образование получил в Великобритании) Кадзуо Исигуро меня заинтересовала. Мне показалось интересным, что все прочитанные мною произведения очень разные по сюжету, жанру, но определенно своебразные и в этом своеобразии одинаково талантливы.
           Остановлюсь на романе "Не отпускай меня". Действие начинается в одной из частных закрытых английских школ. Обычные, казалось бы, подростки. Кто-то с кем-то дружит, кто-то ссорится. Есть свои изгои, есть те, чье внимание все хотят завоевать. Кто-то пишет стихи, кто-то рисует. Играют в футбол... Обычные дети. Взрослеющие дети. Но струна авторского повествования натягивается все туже, и читатель начинает понимать, что эти дети почему-то не мечтают, не строят планов на будущее - в нашем, привычном понимании. Эти подростки - клоны. А та школа, где они живут и учатся, - некий инкубатор для их выращивания. Причем каждый из них знает, для чего он появился: он должен последовательно, один орган за другим, отдать для исцеления больных людей.
          Они это знают и готовы к этому. Они готовы, а мы, читатели, - нет.  Ведь герои книги для нас - дети, которые интересны, талантливы, ранимы... И у детей должно быть другое будущее...
         О чем же это книга? Как любое настоящее литературное произведение, она для каждого - о том, что важно для него. Кто-то скажет, что эта книга об актуальной теме клонирования человека, об опасности, которая подстерегает человечество, если оно встанет на этот путь. Да, наверное, роман и об этом тоже. 
         Но мне кажется, эта книга и о том, что волнует каждого из нас, людей. Людей, а не клонов. Эта книга о том, что нельзя использовать другого человека в своих интересах. О том, что в каждом надо видеть личность. О том, что в чем-то самом главном все мы очень похожи...
         Очень советую почитать эту книгу и любителям, как нынче говорят, фэнтэзи, и тем, кому интересно изображение психологии человеческих отношений. 

    Притчи о главном. - М.: "Новый акрополь", 2008
    Почему мы любим притчи? Наверное, потому, что они говорят с нами о самом важном - об истинном счастье и о любви, о дружбе, о предназначении и о смысле жизни. Но не поучают, а лишь намекают, оставляя свободу самому искать смысл их ярких, неожиданных образов. К тому же и формат, что называется, доступный: не "Война и мир", читается быстро... У меня эта книга появилась тогда, когда было мне очень тяжело, и стала для меня другом, лекарством.
     Вот одна из страничек этой книги. По-моему, маленький шедевр. 
                " Как-то раз старый индеец сказал своему внуку:
                     - В каждом человеке борются два волка. один волк представляет все зло, какое есть в человеке: зависть, ревность, эгоизм, ложь. Другой представляет добро: любовь, надежду, уважение к другим, доброту, верность, мудрость.
                 Маленький индеец задумался и спросил:
                 - А какой побеждает?
                 Старик едва заметно улыбнулся и ответил:
                 - Тот, которого ты кормишь." 

    Ю.Вознесенская "Паломничество Ланселота". - М.: Лепта Книга, Вече, Грифъ, 2012
         В детстве и юности все мы мечтаем, сочиняем, воображаем себя кем-то... Наверное, поэтому мы и любим фантастику: научную, ненаучную, как нынче говорят, фэнтэзи... А в книгах Ю.Вознесенской мы встречаемся с таким жанром, как православное фэнтэзи. Действие романа "Паломничество Ланселота" происходит в недалеком будущем - после экологической катастрофы и объединения европейских государств под властью президента, называющего себя "мессией". Отправляясь на далекий остров Иерусалим за планетянином Лансом, который хочет получить исцеление от "мессии", мы по-иному начинаем понимать известные истины - любовь, веру, добро.
         Кстати сказать, читать этот роман, как и другие книги Ю.Вознесенской, можно в любом возрасте - только открываются они по-другому. 
         Ребята из кружка "Ростки Православия"! Вам очень советую прочитать!

    Щелоков А.А. "Увлекательная нумизматика". - М.: Эксмо, 2008
          Есть ли у вас увлечение, то занятие, которое сейчас называют словом "хобби"? Если есть, то вы знаете, как это изменяет нашу жизнь. Вышивка, цветоводство, коллекционирование разного рода предметов... Появилось то, что тебя по-настоящему интересует, - и ты бежишь домой, чтобы заняться любимым делом. Ты находишь время и на учебу, и на хобби. Ты начинаешь читать книги, в которых можно больше узнать о том, что стало очень-очень интересно...
         Если ты не нашел пока дело по душе, почитай книгу А.Щелокова "Увлекательная нумизматика". Возможно, это станет отправной точкой для интереснейшего занятия - коллекционирования и изучения монет разных стран и времен. 
         Любая монета - древняя, совсем недавно выпущенная из обращения или только что попавшая в него, за свою жизнь проходит длинную дорогу. Нужно уметь монету "разговорить". Автор и предлагает читателю заняться вместе с ним этой увлекательной работой.
          Если вы любопытны и любознательны, увлекаетесь историей и географией, склонны к собирательству и мечтаете сделать собственное открытие, эта книга - для вас. И может быть, монеты на долгие годы станут для вас источником вдохновения. А могут привести и в серьезную научную деятельность. 
        И, что немаловажно, интересна эта книга и совсем начинающим, и опытным взрослым коллекционерам.

    Сенкевич Г. Quo vadis. - М., Мир книги, 2008
         Роман лауреата Нобелевской премии по литературе, польского писателя Генриха Сенкевича. Это повествование о жизни первых христиан в Римской империи, о императоре Нероне, который, наслаждаясь бесчисленными оргиями, решил разделаться с последователями Христа.
          Еще этот роман о любви, любви красавицы Лигии и доблестного воина Виниция. О любви, для которой не существует преград.
          Роман о жестокости и вероломстве тех, для которых понятие христианской любви - звук пустой. Это роман даже несколько натуралистический - читать о пытках и убийстве тысяч людей на арене Колизея очень тяжело.
         Этот роман позволяет нам по-другому посмотреть на христианство и определить свое к нему отношение. А смысл названия романа (можно встретить и вариант "Камо грядеши", и даже "Куда идешь?") пусть разгадает тот, кто прочтет роман.
    Л.Улицкая Священный мусор
    Спасибо Марине - у меня появилась еще одна книга Улицкой. Как и все, а может, и чуть больше - спорно, и где-то царапает, и согласна не со всем. Впрочем, это уж совсем личное - друзья, родные, даже болезни... А совсем о личном - это хорошо, когда с читателем не совпадает, иначе это уже "совсем не личное", а общественное мнение. Кто прочитал всю Улицкую, и не раз - точно интересно будет. По крайней мере интересно..  

       Брэйн Д. Путь наверх. - Саратов, "Заволжье", 1993

         Много лет назад один из моих учеников - парень умный, талантливый и читающий сонеты Шекспира- рассказал мне о книге, которая перевернула его взгляды на мир и на себя. Мне было очень интересно, что это за книга. "Путь наверх". Название символичное, не правда ли? Эта книга все еще у меня. Недавно я ее прочитала опять...

        Главный герой, молодой англичанин, потерявший родных во время единственной немецкой бомбежки и сам воевавший во время второй мировой, наметил свой "путь наверх". Он молод, хорош собой, неплохо образован. И он очень хочет добиться всего того, что имеют его ровесники, которые в силу своего присхождения всегда принадлежали к аристократической верхушке общества. Он хочет иметь дорогую машину, хочет, чтобы все его костюмы "были лучшими"... Он поставил себе цель и идет к ней. Идет, несмотря на то, что теряет на этом пути не меньше, чем приобретает. Теряет друзей, любовь, теряет, в сущности, самого себя. "Наверху" ли он в конце романа? Все ли средства хороши для достижения заветной цели? Пусть ответят на этот вопрос те читатели, которые только запланировали свой "путь наверх".